История УДМУРТАВТОДОР

Военные и послевоенные годы.



В 1940 году состоялось открытие дороги Ижевск-Балезино, протяженностью 137 км. В ноябре этого же года Совет Министров Удмуртской АССР утвердил проект Сарапульского тракта. Однако о воплощении этих грандиозных планов пришлось забыть. Началась Великая Отечественная война. К серьезному дефициту техники добавилась нехватка рабочих. Большинство трудоспособного населения ушло на фронт. Другие строили железную дорогу Ижевск-Балезино.


 

Гравийная дорога на границе ижевского района



В первое послевоенное десятилетие строительство новых дорог не велось. По окончании войны значительная часть дорог и мостов нуждалась в капитальном ремонте или перестройке. Реконструкция началась с трактов Ижевск-Якшур-Бодья, Игра-Ушур, Ижевск-Глазов и отдельных участков дорог Игра-Дебесы, Ижевск-Сарапул и Казань-Пермь. Разрушился первый крупный мост через реку Валу в Вавожском районе. На 1946 год общая протяженность дорог Удмуртии составляла 3816 км, в том числе 1198,9 км республиканского значения.

 

Постройка колхозниками гравийной дороги



Вплоть до конца 50-х годов основные работы по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог по-прежнему вели жители придорожных населенных пунктов. Наконец, в 1957 году все сельские дороги были закреплены за колхозами, совхозами, МТС и хозяйственными организациями. В ведении дорожных организаций остались только дороги, связывающие райцентры с центром республики и дороги союзно-республиканского значения. А с 1959 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР все совхозы, колхозы, и промышленные предприятия стали в обязательном порядке привлекаться к строительству и ремонту автомобильных дорог.

 

Многие уже не знают что такое плохие дороги в буквальном смысле этого слова

 

В начале пятидесятых годов происходит резкое сниже­ние финансирования авто­дорожных предприятий. Так, уже в 1951 году бюджетные ассигнования сократились в сравнении с предыду­щим годом почти на 30%. Если в 1950 году цифра составляла 5000,0 тысяч рублей, то в 1951-ом речь идет о бюджетных вливаниях в сумме Зб54,0 тысячи рублей. Несомненно, это явилось одной из причин того, что к 1 сентября, фактически к кон­цу строительного сезона, план до­рожных работ по новому строитель­ству выполнен лишь на 90%, а по ка­питальному ремонту и вовсе на 82%. Однако по оценке Совета Мини­стров республики, такое положение дел является результатом слабого руководства. Значительная часть вины перекладывается на начальни­ка Дорожного управления Потапова П.Н. Результатом проведенных Со­вмином УАССР контрольных мероп­риятий явилось создание в 813 кол­хозах постоянных дорожных бри­гад. Стоит заметить, что всего в рес­публике в то время насчитывалось 964 хозяйства. Это были все пози­тивные меры, предпринятые правительством. Красноречиво свидетель­ствует о дальнейших перспективах удмуртских дорожников тот факт, что на 1952 год денежные средства, выделяемые местным бюджетом, вновь уменьшаются. В выделении до­рожных механизмов и транспорт­ных средств райдоротделам отказа­но. 

Трудовое участие населения (по которому план ежегодно не выпол­няется) и отпускаемые денежные средства не обеспечивают потребно­стей ремонта и содержания дорог. Не выдерживаются планы капитальных ремонтов. Вместо одного раза в 5-6 лет, дороги, как правило, ремонтиру­ются через 10-15 лет. В то же время в связи с ростом автомобильного пар­ка республики, учетные отделы отме­чают резкое увеличение интенсив­ности автомобильного движения.

В 1952 году не в полном объеме выполнены капитальный и текущий ремонты, а также план по содержа­нию дорог. Однако не все так мрач­но. К концу года дорожники рапор­туют о том, что капремонт мостов выполнен на 179,2%.

 

Техническая оснащенность райотделов оставляла желать лучшего

 

Отмечается крайне плохая обес­печенность райдоротделов дорож­ными механизмами. Большинство техники старого, довоенного образ­ца. На 1 января 1953 года автопарк райдоротделов состоит из трех ко­лесных тракторов и трех грузовых автомашин ГАЗ-АА. Из-за отсутствия фондов на бензин становится невоз­можным привлечение механизмов предприятий, колхозов и других хо­зяйственных организаций. В то же время значительно отличается от районных дорожных отделов по уровню технической оснащенности МДС-49, организованный в 1949 году. Он подчиняется Росмашдорт- рансу. Основная база МДС-49 нахо­дится на 7 км дороги Ижевск-Глазов. В его подчинении находятся три отряда: № 1 в Можге, № 2 и № 3 в Ижевске. Первый и второй - до­рожно-строительные, а третий - по заготовке и вывозке дорожно-стро­ительных материалов. В 1953 году МДС-49 имел скреперов, бульдозе­ров, грейдеров, транспортных тракторов 20 единиц, автомашин грузовых разных марок - 19 единиц и другие механизмы. Всего - 48 еди­ниц. 

Предыдущая страница | Страница 2 из 4 | Следующая страница